Вопрос про олимпиады.
Уважаемые коллеги!
Во время моего доклада Online-конференции VIKENT.RU №1 "САМОРАЗВИТИЕ" https://www.youtube.com/ watch?v=GBTa48IywJg,
многие коллеги спрашивали: "Как? Разве олимпиады не полезны? Есть положительные примеры. Да, несомненно. Особенно Всероссийские олимпиады, олимпиады МФТИ (Физтех в Долгопрудном) - это высочайший уровень. Кроме того, решая именно олимпиадные задачи, школьники гораздо эффективнее готовятся к ЕГЭ, к сложной части С. Они хороши для социального успеха, иногда коррелируют с практической пользой (умный человек - умный во всем), но по сути подменяют собой сложную и единственно полезную с практической точки зрения работу на реальных проектах.
Приведу личный пример. Мой сын успешно минимизировал время обучения в школе за счет участия в олимпиадах. Он учился в лучшем физ-мат лицее города Тулы и закончил его с золотой медалью. ЕГЭ по физике 100 баллов, по математике 96 (ход решения в задаче части С был правильный, но в ответе не разделил на 2, хотя в формуле было правильно. Ничего поделать было нельзя и апелляция в таком случае не помогает. По русскому было больше 70-ти, он выразил свое мнение в сочинении, а не последовал нужной структуре, поэтому увы).
Далее система решений, благодаря которой мы думаем, что это удалось.

1. 8 класс он не посещал школу. Кроме личного опыта, я собрала много примеров, когда даже год на семейном образовании дает колоссальный прирост в самоорганизованности ребенка, я могу многим семьям рекомендовать подобный эксперимент.
2. Он слушал лекции на FoxFord.ru от профессоров МФТИ для 11-класса (комплекс русский, математика, физика).4 часа в неделю по каждому предмету (можно смотреть в любое время с ускорением в 2 раза, но если присутствовать очно, то решаешь задачи в реальном времени и эффект конкуренции продвигает очень серьезно). Перед сдачей ЕГЭ у него был комплект правильных конспектов, что помогало подготовке, аналог сдаче экзаменов в ВУЗе. Именно эти лекции помогли успешно участвовать в олимпиадах.
3. с 8 по 10 класс он учился в заочной школе МФТИ. Надо решить всего 5 контрольных в год по физике и математике, те 50 задач. Это было нереально сложно. Программа заочной школы вообще не совпадала со школьной. Уровень задач тем более. Никто ему помочь не мог. Папа - принципиально (учись сам), я из-за занятости (на руках были две маленькие девочки), репетиторов мы не нашли (преподаватели вуза просто не могли решить эти задачи). Он учился на тройки, редкие четверки и было очевидно, что его ключевые проблемы - не умение аккуратно и последовательно оформить ход решения. "Не программист" - сказал папа. 10 класс он так и не сдал последнюю серию контрольных. В 11 классе бросил заочную школу в тайне от меня.
4. Оптимизация и распределение сил по принципу "Сначала важные дела, сон и физическая активность".
Замечу, что у Антона было порядка 40% пропусков в школе, это рекорд за всю историю школы. Причины:
олимпиады высокого уровня предполагают два дня соревнований (теория и практика) и день перед олимпиадой идет на подготовку (во время которой он спал до 12, а потом катался на скейте с ребятами).
Результат:
Антон для поступления выбрал все-таки МФТИ. Я просто попросила его сделать табличку с критериями оценки (которые он выбирал сам) и составить список ВУЗов (в том числе иностранных). Его вывод: "МГУ первый вуз страны, а физтех единственный. Обучение за границей лучше осмысленно выбрать после бакалавриата и опыта работы, зачем деньги впустую тратить?"
На данный момент он успешно закончил МФТИ и уже почти год работает на интересной ему работе.
Мы очень ценим, что он остался рядом, мы дружим и много общаемся.
И этот пример показывает, что олимпиады - отличный инструмент для социального успеха, но ничего общего не имеет с творчеством, изобретательством и практической пользой.
В подтверждение - цитата Г.С.Альтшуллера из книги Генриха Сауловича Альтов "Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач": "Почему же психологи упорно экспериментируют с простыми задачами и головоломками и не исследуют процесс реального творчества при решении сложных задач? Психолог Н. П. Линькова [6] справедливо отмечает, что такое исследование наталкивается на практически неодолимые трудности. Творческий процесс растянут во времени; начиная наблюдение, исследователь не может быть уверен, что «подопытный изобретатель» решит задачу хотя бы за 5 или 10 лет. Да и само наблюдение нарушает чистоту эксперимента: чем подробнее психолог расспрашивает изобретателя, тем больше он узнает о ходе его мыслей, но тем сильнее вопросы влияют на этот ход мыслей, меняя и искажая его. Хотя творческий процесс длится очень долго, само решение появляется внезапно, часто в виде мгновенного «озарения». Тут просто невозможно о чем-то расспрашивать. Да и вообще данные, сообщаемые изобретателем, могут не отражать истинного хода мыслей. Еще в 20-х годах философ И. И. Лапшин писал: «Весьма любопытно отметить умышленное стремление даровитых ученых, обладающих глубоким знанием своего предмета и
наделенных чуткостью и проницательностью, выдавать перед профанами свой дар за мистическую интуицию, дарованную небом свыше» [7, т. 2, с. 125-126] https://vk.com/doc54559294_ 437364572
ТекстыГ.С.Альтшуллера https://www.altshuller.ru
С уважением,
Еремина Наталия Александровна